<<

PostHeaderIcon Ошибки в воспитании. Часть 10. Роли ребенка в системе семейных отношений

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

«Роли ребенка в системе семейных отношений».

(по материалам сайта http://www.sibchildren.ru/)

Система супружеских отношений, казалось бы,  на первый взгляд, не связана  непосредственно с ребенком. Но рассерженные, обиженные, плачущие, кричащие друг на друга родители весьма негативно влияют на собственного ребенка.

Учитывая это, некоторые супружеские пары договариваются, чтобы не выяснять между собой отношения на глазах у своих детей, скрывая от них наличие конфликта. Оберегая ребенка от «ненужной» ему информации, родители ставят его в трудное положение: хотя он не слышит ругани и скандалов, негативные чувства супругов по отношению друг другу он все равно ощущает и тяжело это переживает. Ведь с первых дней жизни малыш остро реагирует на эмоциональное состояние окружающих – это некая компенсация его временной неспособности понимать значение «взрослых» фраз и выражать свои чувства словесно. Надо учитывать, что нередко дети из-за свойственного им эгоцентризма считают себя виновными в родительских конфликтах, и сильно переживают это.

Возникшее напряжение вследствие конфликта между супругами в любом случае выходит за пределы пары, отражаясь на ребенке, иногда доводя его до состояния невроза.

Вот  примеры основных механизмов перераспределения негативной энергии, выделенных психотерапевтом Г. Хоментаускасом в книге «Семья глазами ребенка».

Одним из самых распространенных является механизм «козла отпущения». В этом случае супруги, накапливая отрицательные эмоции по отношению друг к другу, в силу отсутствия возможности выразить их открыто, перенаправляют на более «слабый» и беззащитный объект, то есть на ребенка. И тот, ощущая постоянное недовольство родителей, воспринимает себя как «плохого». Снижается самооценка, появляется неуверенность в себе, растет недоверие к окружающим. Ребенок либо замыкается в себе, стараясь не попадаться на глаза взрослым, либо, напротив, ведет себя агрессивно, отвечая на упреки родителей.

Другой механизм перенаправления негативной энергии – «отрицание супруга через ребенка». Обнаружив раздражающую черту мужа или жены в характере ребенка, отец или мать всеми силами стараются ее устранить. Чаще всего такое перевоспитание приводит к появлению различных комплексов. Это может касаться манеры говорить, походки, а иногда даже особенностей внешности. Абсурдность предъявляемых «обвинений» обычно не смущает родителя. К счастью, в такой ситуации ребенок часто получает поддержку от другого взрослого, но его положение становится более сложным после развода. Например, покинутая ненавистным супругом женщина остается с сыном, в котором бессознательно видит «отражение» бывшего мужа.

Третий механизм является вполне осознанным – это этап открытой вражды, и ребенок воспринимается родителями как член «военного союза», союзник, заполучив которого, можно значительно повысить шансы на собственную победу. В семьях с несколькими детьми образуются настоящие «лагери». Представьте, каково ребенку в таких вот жестких условиях «военного времени»?! Атмосфера неблагополучия приводит к невротическим расстройствам, а, кроме того, неизбежно нарушает адекватное восприятие моделей поведения, присущих мужчинам и женщинам. Отсюда сложности в построении собственной семьи.

Если союз возник с родителем противоположного пола, то часто он имеет свойство «самоизолироваться», игнорируя при этом «третье лицо». Нет сомнений в том, что внутренний мир ребенка чрезвычайно страдает в такой ситуации. Малыш разрывается между противоположными чувствами любви и ненависти, агрессии и вины по отношению к отвергаемому. В дальнейшем повзрослевшему ребенку трудно разорвать чересчур близкую связь с матерью либо с отцом-союзником, «по образу и подобию» которого он ищет спутника жизни.

Существует еще один, четвертый механизм перераспределения напряжения. В этом случае ребенок взваливает на себя ответственность по объединению семьи. Осуществляться это может различными способами:

  • через болезнь (имеются в виду психосоматические расстройства, например, бронхиальная астма, заикание, энурез и так далее);
  • через реализацию неосуществленных желаний, увлечений родителей.

Ребенок может демонстрировать одаренность в «уважаемой» родителями сфере (музыка, спорт, иностранные языки и тому подобное). «Счастливые» родители воспринимают успехи ребенка как свои собственные, часто оказывая сильнейшее давление на ребенка своими ожиданиями. Достаточно лишь одного «провала», и семейное «благополучие» снова трещит по швам.

Во всех этих случаях родителям важно осознать свое поведение, понять, каким образом происходит «втягивание» ребенка в  сферу их отношений, приложить все усилия для разрешения собственных проблем и дать, наконец, ребенку возможность расти и развиваться в мире и радости.

Следующая тема: «Почему дети становятся неуправляемыми и агрессивными?»

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

75 лет Победе
Баннер
Баннер
Баннер
Авторизация



Объявления

Уважаемые пользователи школьного сайта

если у вас возникают  временные сложности или сбои при работе с сайтом попробуйте:

  1. обновить страницу (возможно несколько раз);
  2. это может быть связано с техническими проблемами на стороне хостинг-провайдера (свяжитесь с администратором сайта по телефону 30-19-58 (дополнительно114).

Мы будем признательны за любые предложения, которые помогут улучшить наш Сайт и готовы к сотрудничеству.

Ваши предложения и пожелания направляйте по электронной почте  school34-ku@bk.ru

Календарь
Последние комментарии
Социальные сети
Считалочка
Сейчас на сайте находятся:
 51 гостей 
Статистика
СегодняСегодня1512
ВчераВчера1969
За эту неделюЗа эту неделю3481
За этот месяцЗа этот месяц77421
ВсегоВсего5036847